Войти (812) 295-42-67 СПБ, Б.Сампсониевский пр., д.79  Версия для слабовидящих

Лишь бы в богохульстве не обвинили…

 

          Ярким событием на фестивале «Монокль» стал спектакль «Уроки аббатисы» в исполнении актрисы Анны Некрасовой – постановка режиссёра Юрия Томошевского. Спектакль основан на поэме Елены Шварц «Труды и дни Лавинии, монахини из ордена Обрезания сердца».

          Сама Елена Шварц считала, что поэзия боится театра, но с театральными постановками ей определённо повезло: спектакль по её стихам шёл в Teatre des Tafurs в Бордо – его Шварц видела и даже описала в своём «Дополнении к «Литературным гастролям». В 2010 году в Кирове появилась «Видимая сторона жизни» Театра на Спасской (Кировский ТЮЗ). Но лидером в этом процессе, конечно, стал Петербург. Здесь за сценическое воплощение поэтического творчества Шварц практически целиком и полностью «отвечает» Юрий Томошевский и его мастерская – режиссёр дружил с поэтессой и ещё в 1996 поставил спектакль «Повесть о Лисе». Сейчас в Мастерской Томошевского идёт «Кинфия», а теперь появились и «Уроки аббатисы».

          И это неудивительно. Шварц совершенно петербургская или, точнее, ленинградская поэтесса с типичной, даже показательной жизненной историей. Дочка легендарного завлита БДТ Дины Шварц, полжизни она была связана с товстоноговской труппой – Георгий Александрович хотел дать ей главную роль в пьесе «Сотворившая чудо», Евгений Лебедев учил её водить машину…

          По-петербургски очень образованная (в 13 лет ради собственного удовольствия зубрила латынь!) Шварц соединила в себе и в своих стихах высокую культуру и низкую лексику, Восток и Запад. В результате в «Трудах и днях Лавинии...» Будда и Христос сосуществуют тесно как в коммунальной квартире – сказывается шварцевский экуменизм. Ещё в отрочестве Елена попала в среду неофициальных контркультурных поэтов и диссидентов (дружила с Натальей Горбаневской!), которые объявили её, совсем девочку, гением. Но, несмотря на раннюю известность, первая публикация стихов Елены Шварц состоялась только в 1985 году в сборнике «Круг». Сборник выпустили в «Клубе 81» – литературном объединении, созданном в 1981 году ленинградскими поэтами под негласным присмотром ленинградского КГБ. Кроме Шварц туда вошли Виктор Кривулин, Сергей Стратановский, Аркадий Драгомощенко. Там же в «Клубе» впервые были прочитаны «Труды и дни Лавинии...».

          В спектакль «Уроки аббатисы» вся поэма, конечно, не вошла. Режиссёр и актриса сосредоточились на, пожалуй, главной для Шварц теме – теме поисков Бога внутри и вовне себя. Временами эти поиски переходят в поэме в богоборчество, которое для творчества и самоощущения Шварц было чрезвычайно важно: в 15 лет поэтесса считала, что продала душу дьяволу. Правда, по её мнению, это доступно только тому, «кто верит в Бога». Юрий Кублановский, поэт и друг Шварц, называл это свойство её стихов «босховщиной», не успокоенной христианскими догматами, а бурлящей сюрреалистическими страстями.

          И это при том, что в восьмидесятые, когда были написаны «Труды и дни…», даже контркультурные поэты и писатели увлекались не столько духовными поисками, сколько языковыми играми. А для нынешних воцерковлённых, православных времён такие страсти и вовсе удивительны.

          Тем более что авторы спектакля как будто нарочно усилили градус шварцевских страстей, использовав в спектакле только самые, пожалуй, эмоциональные и драматически насыщенные куски поэмы. В них мятежная монахиня Лавиния дискутирует с авторитетной аббатисой, рассказывает про плотские искушения, крестит беса и даже примеряет на себя распятие. Снижает накал то, что даже в самые рискованные и запутанные моменты спектакля Анна Некрасова сохраняет какое-то детское доверие к автору и отсутствие чувства границы между собой и текстом поэмы. Она так безрассудно погружается в стихи, что духовная маята тридцатилетней Шварц оказывается не чем иным, как детским максимализмом, буквально воспринимающим полярность добра и зла. Вообще, в секуляризированном, постсексуальном мире потребность всерьёз говорить о Боге, дьяволе, грехе и искуплении может сохраниться либо в ребёнке, либо в очень извращённом и высокопрофессиональном художнике вроде Ларса фон Триера.

          От «Антихриста» Триера «Уроки аббатисы» Шварц – Томошевского – Некрасовой отличает не только традиционалистская форма спектакля, но и всё та же детскость – героиня спектакля, как ребёнок, внезапно переходит от трагического восприятия бытия к легкомыслию; помаявшись от собственного несовершенства, она, как гоголевский Вакула, садится верхом на беса и отправляется не куда-нибудь, а на Афон. Теперь главное, чтобы создателей спектакля в богохульстве не обвинили.

// Алёна Сапогова, театровед

"Невское время"

19 февраля 2013



194156, Санкт-Петербург,
Большой Сампсониевский пр., д.79
Касса
295-42-67
Билетный стол
295-09-89
Комитет по культуре Санкт-Петербурга Комитет по культуре
Санкт-Петербурга